RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

Борис Гребенщиков вспомнил «Аквариум» советского периода

Общество
Легенды русского рока рассказали, почему они не боялись ни худсоветов, ни КГБ.
27.08.2021
Оригинал этого материала
Daily Storm
Молодые музыканты, в чьих песнях сейчас так часто находят пропаганду наркотиков или аморальщину, очень любят причитать, что их концерты запрещают как в 80-х. Опять эти унижения, срывы, списки... — никакой свободы! А ведь всем этим ребятам лишь чуть за 20, и они вряд ли знают, что это такое. Как же на самом деле было в СССР и почему большинство артистов так не любят слово «цензура»? Об этом и о многом другом нам рассказывают лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков и «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин.

Все поровну, одинаковые зарплаты и «путевки бери-не хочу» — каким же прекрасным казалось нам то время по рассказам наших родителей! Но было и то, что откровенно замалчивалось: например, советские граждане не могли себе позволить слушать иностранную музыку и увлекаться творчеством исполнителей, чья позиция шла вразрез с политической повесткой. Если поискать, в Сети можно даже найти «примерный перечень самодеятельных ВИА и рок-групп, допускающих в творчестве искажения советской действительности и пропагандирующих чуждые нашему обществу идеалы и настроения». Есть в этом списке и знаменитый «Аквариум», для которого запреты на концертную деятельность и вызовы на встречи с кураторами из КГБ стали таким же обычным явлением, как смена времен года.

Приходишь на специально снятую для этого квартиру, вспоминал когда-то Борис Гребенщиков, а там пара мужчин при галстуках интересуются, не расскажешь ли ты им про своих знакомых музыкантов. Да что там говорить, если в любой компании, собиравшейся пить чай, был хотя бы один знакомый, который потом всю ночь писал доносы! Впрочем, сегодня Гребенщиков отнюдь не считает, что это было так уж страшно.

«Дело в том, что мы никогда не сталкивались с этой публикой, — говорит артист, когда мы просим его назвать фамилию хотя бы одного человека, который в те годы перекрывал группе доступ на сцену. — Чтобы играть официальные концерты, нужно было быть членом концертной организации (Госконцерт, Ленконцерт и т.д.). Именно там были худсоветы, решающие вопросы программы и концертной ставки».

«А мы были самостоятельностью, не считались за музыкантов, и нам никто бы и не дал играть официальные концерты, — продолжает Гребенщиков. — Это изменилось только осенью 1986 года. До этого мы могли играть только в стенах специально для этого изобретенного рок-клуба или по его направлениям: тогда для концерта специальные люди в рок-клубе давали нам литовку (разрешение на исполнение данных песен). Вот эти люди были героями, потому что подставляли себя, защищая нас».

Числилась в списках пропагандистов чуждого и группа «Урфин Джюс». Только если «Аквариум» представлял в них Ленинград, то детище Александра Пантыкина — колыбель уральского рока, город Свердловск. Однако и он признает: бояться было нечего.

«Вообще, таких перечней было много, — рассказывает музыкант в беседе с Daily Storm. — И в начале 80-х, и в середине, и в конце... Они гуляли до самого распада Советского Союза! Но нам на них было наплевать, мы не обращали на это внимания. Небольшое уточнение: запрещали именно группы, а не отдельные песни. Концертные выступления! Однако так получилось, что мы каким-то невероятным образом всегда уходили от этих запретов и продолжали играть».

«Как уходили? — переспрашивает Пантыкин. — Уезжали на базу за город и спокойно себе репетировали дальше. Ну кто поедет ради нас в Верхнюю Пышму в Дом культуры производственного объединения «Радуга»?»

Кстати, этот ДК был для него не просто временным пристанищем, а настоящим оплотом творчества. Артист быстро занял там пост руководителя художественной самодеятельности и получил временную неприкосновенность. Однако лафа закончилась так же быстро, как и началась. Кто-то большой и важный прочухал, откуда растут ноги, и «Урфин Джюс» вежливо попросили вернуться к себе домой.

Жалеет ли об этом сам Пантыкин? Ни капельки. Несмотря на то что группы не существует вот уже более 30 лет, у него все сложилось наилучшим образом. Композитор, устроитель, почетный гражданин Свердловской области… Именем музыканта даже названа детская школа искусств!

«Урфин Джюс» активно существовал лишь с 1980-го по 1984 год, — рассказывает Александр Александрович. — За это время мы записали три студийных альбома и дали ряд фестивальных концертов, а затем все потихоньку пошло на спад. Выступление на открытии Свердловского рок-клуба в 86-м уже не в счет — это был скорее отзвук. Илья Кормильцев к тому времени уже записал «Невидимку» с «Наутилусом». Егор Белкин занялся Настей Полевой, Владимир Назимов стал играть в коллективах вроде «Чайфа» и «Агаты Кристи», а я начал получать профессиональное образование и окончил сначала училище, а потом консерваторию!»

Знаменитые «черные списки» начали появляться примерно в 1984 году. Тогда же, когда генсек Константин Черненко открыто заявил, что количество рок-коллективов стоило бы уменьшить до нуля. На многих музыкантов начали заводить уголовные дела. Сел лидер «Воскресения» Алексей Романов — ему инкриминировалась частная предпринимательская деятельность в виде продажи билетов. Сел Евгений Морозов из группы «ДК» — тоже за предпринимательство. Села Жанна Агузарова, в паспорте которой было написано «Ивонна Андерс, датскоподданная». Этого хватило, чтобы сначала упечь ее в Институт Сербского, а затем сослать в Сибирь. Но времена меняются, и теперь место советских блюстителей порядка все больше заменяют православные активисты.

«А эти, может, еще и похлеще будут, — пишут в Сети. — То Сатану в песне разглядят, то извращения. Не так страшен черт, как его малютка!»
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Гребенщиков Борис Пантыкин Александр Россия
29.01.2026
Георгий Сатюков оставил имущество Родине
Взяточник-рекордсмен из МВД сбежал в Дубай, но все его имущество в России конфисковано в пользу государства.
29.01.2026
Ахмед Билалов расшевелил Сбербанк и Михаила Гуцерива
Беглый криминальный экс-вице-президент Олимпийского комитета РФ в суде Нью-Йорка потребовал от них 200 миллионов долларов.
28.01.2026
Российские топ-менеджеры предпочитают западный автопром
Замгендиректора "Вертолеты России" Вадим Лигай купил Bentley в обход санкций через завод по производству клея.
28.01.2026
Проворовавшийся тюремщик вместо срока отсидится на СВО
Бывший глава управления цифровой трансформации ФСИН Алексей Тимченко признал вину и подписал контракт с Минобороны.
27.01.2026
Сергею Шишкареву вернут его процент
Скользкому бизнесмену не удалось подзаработать на продаже Росатомом своей доли в ГК "Дело" Трансмашхолдингу.
26.01.2026
Олегу Дерипаске надели мешок на голову
Скандальный олигарх начал зачищать медийное пространство от своих антивоенных высказываний по просьбе прокуратуры и администрации президента РФ.
26.01.2026
В Кремле списали Рамзана Кадырова
Тяжелая болезнь главы Чечни поставила сложный вопрос о престолонаследии в этой республике.
26.01.2026
Дмитрий Каменщик ищет от мертвого осла уши
Бывший совладелец аэропорта "Домодедово" намерен в Верховном суде опротестовать его экспроприацию.
26.01.2026
Сергей Ромодановский присел на 19 лет
Сын бывшего главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского получил срок по резонансному делу компании Merlion и ее криминального руководства.
23.01.2026
Умар Кремлев отмоет деньги в пестицидах
Скандальный российский бизнесмен пропустит миллиарды через производственный кластер в Серпухове.
22.01.2026
Росимущество вырастило ОПГ на ЧЭМК
После национализации на Челябинском электрометаллургическом комбинате возникла ОПГ, ворующая на госконтрактах.
22.01.2026
Сергей Разживин боролся за межнациональный мир через откаты
В лапы российской Фемиды попал начальник управления Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН).
22.01.2026
Оборотня в мантии лишили малой толики нечестно заработанного
У коррумпированной бывшей главы Ростовского областного суда Елены Золотаревой в казну изъяли деньги, золото, машины и недвижимость лишь на несколько десятков миллионов рублей.
21.01.2026
В РФ придумали распил на микроэлектронике
До 2030 года в недрах создаваемой Объединенной микроэлектронной компании планируется освоить до 1 триллиона рублей.
21.01.2026
Telegram в России доживает последний год
Высокопоставленные лица заявили о постепенном отключении мессенджера в стране.
20.01.2026
У Ротенбергов не хватило денег на "Домодедово"
Первая попытка государства продать "нужным людям" конфискованный аэропорт за 130 миллиардов рублей завершилась неудачей.
20.01.2026
Сергей Милейко отсидел срок быстрее, чем его получил
Бывший замглавы Росгвардии отсидел в СИЗО 5 лет, что позолило "погасить" совокупный срок за два приговора по фактам мошенничества в 7 лет.
20.01.2026
Депутатов Госдумы взяли за вымя
Генпрокуратура требует изъять имущество у двух "народных избранников" - Андрея Дорошенко и Анатолия Вороновского.
19.01.2026
Владимир Путин не вынырнул из проруби
Кремль не смог предоставить фотографий крещенских купаний российского диктатора.
19.01.2026
Игорь Сечин, Алексей Миллер и Сергей Чемезов не знают, куда закинуть деньги
Российские госменеджеры и чиновники держат на своих счетах в российских банках десятки миллиардов рублей.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+