RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

Максим Воробьев не просто брат

Бизнес
Брат губернатора Подмосковья был партнером Геннадия Тимченко и владеет акциями Evraz. У него есть венчурный фонд. Состояние Воробьева оценивается в 550 миллионов долларов.
30.09.2021
Оригинал этого материала
Forbes
Серый пятиэтажный дом дореволюционной постройки рядом с местом, где тихая Николоямская улица пересекает Садовое кольцо, способен заинтересовать либо любителей московской старины, либо посетителей небольшой клиники, занимающей первый этаж. Помещения на первом этаже принадлежат компании «Гранд Лэнд» Людмилы Воробьевой — жены Юрия Воробьева, заместителя председателя Совета Федерации и давнего соратника министра обороны Сергея Шойгу. «Гранд Лэнд» также владеет четырехэтажным бизнес-центром на противоположной стороне Николоямской, построенным в 2014 году.

С конца 1990-х «Гранд Лэнд» активно инвестировала в недвижимость, в том числе на Рублевке. Вместе с компанией инвестировал в промышленные активы, например, в лесопромышленный комплекс в Архангельской области или угольный разрез в Хакасии, младший сын Людмилы и Юрия Воробьевых — Максим.

У Максима Воробьева внушительный послужной список — среди его партнеров были миллиардеры Олег Дерипаска и Геннадий Тимченко. Для бизнесмена 2021 год оказался знаковым — почти вдвое выросла капитализация компании «Русская аквакультура», которую он создавал вместе с братом Андреем, сегодня возглавляющим Московскую область. А в июне металлургический гигант Evraz сообщил, что Воробьеву принадлежит почти 3% акций.

В этом году Forbes впервые оценил состояние Максима Воробьева — в $550 млн. Этой суммы достаточно для попадания в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России. Воробьев — непубличный бизнесмен, единственное интервью он давал в 2007 году. «Я частный инвестор и не стремлюсь к публичности — ни в том, сколько зарабатываю, ни в том, сколько трачу на благотворительность и меценатство», — заявил предприниматель Forbes. Но согласился ответить на несколько вопросов о том, как устроен его бизнес.

Бизнес в море

Максим Воробьев занялся рыбным бизнесом в 1997 году, когда в 21 год вместе с братом Андреем основал компанию «Русское море». Компания начала импортировать рыбу и построила в подмосковном Ногинске рыбоперерабатывающий завод. В 2002 году Андрей Воробьев ушел в политику и оставил рыбный бизнес на младшего брата. При Максиме Воробьеве компания начала выращивать рыбу, а в 2010 году провела IPO.

В 2011 году, когда компания переживала не лучшие времена из-за падения спроса и высокого долга, 30% «Русского моря» купила Volga Group Геннадия Тимченко. Миллиардер не погружался глубоко в бизнес, предоставив возможность заниматься компанией своему зятю Глебу Франку, которому вскоре продал долю в «Русском море». Помимо аквакультуры Воробьев и Франк начали заниматься ловлей рыбы, скупив несколько крупных компаний на Дальнем Востоке. Из этого направления вырос один из крупнейших игроков отрасли — Русская рыбопромышленная компания (РРПК) с выручкой более 20 млрд рублей. 

В начале 2018 года пути Воробьева и Франка разошлись. Зять Тимченко стал единственным собственником РРПК, а Воробьев выкупил его долю в «Русской аквакультуре» (так называется после переименования в 2015 году «Русское море»). Знакомые обоих бизнесменов говорили Forbes, что они могли разойтись из-за разницы в подходах: Воробьева якобы мог смутить агрессивный подход Франка к получению квот на вылов рыбы и краба.

У Воробьева иное объяснение. «РРПК действительно интересная компания, — рассуждает бизнесмен. — Мы с Глебом вместе начали консолидацию разрозненных частных рыболовецких компаний с привлечением банковского финансирования, собрали суперкоманду для интеграции и повышения операционной эффективности и прозрачности. Но этап перехода к более агрессивному росту РРПК совпал со сложностями в «Русской аквакультуре», где требовалось мое личное более глубокое вовлечение и финансирование. Поэтому я решил сфокусироваться на аквакультуре, а Глеб Франк продолжил реализовывать амбициозную стратегию развития РРПК». Франк выкупил долю Воробьева в РРПК, Воробьев — долю Франка в «Русской аквакультуре». 

«Русская аквакультура» столкнулась с трудностями. В 2014 году по компании ударили продовольственные санкции, а в 2015-м ее мурманские фермы столкнулись сразу с двумя массовыми случаями гибели рыбы — сначала на садки напала лососевая вошь, затем произошла вспышка миксобактериоза. Потери только из-за гибели рыбы составили 1 млрд рублей при выручке в 864 млн рублей. «Русская аквакультура» вышла из бизнеса по торговле рыбой, а вплоть до 2018 года производство обеспечивали только хозяйства в Карелии.

В декабре 2017 года «Русская аквакультура» провела SPO на 1,6 млрд рублей, 39% допэмиссии приобрел сам Воробьев. Он также говорит, что преодолеть сложности «здорово помогли» средства, вырученные от сделки с Франком.

В 2020 году выручка «Русской аквакультуры» составила 8,3 млрд рублей. С конца года акции компании подорожали на 80% — до 470 рублей. Стоимость доли Воробьева (около 48%) составляет $270 млн. Воробьев не намерен серьезно сокращать долю в «Русской аквакультуре», которую называет «одним из самых высокотехнологичных бизнесов в сельском хозяйстве». Его амбиции — увеличить долю компании на российском рынке красной рыбы с 12% до 26%. «Потенциально возможный объем выращивания красной рыбы на рыбоводных участках «Русской аквакультуры» составляет около 50 000 тонн. Это более чем в три раза превышает объем вылова 2020 года», — говорит бизнесмен. 

Бизнес на земле

Партнерство Воробьева с Геннадием Тимченко и Глебом Франком не ограничивалось рыбным бизнесом. В 2012 году бизнесмен купил около 11% в строительном подрядчике «Стройтрансгаз», но уже в 2015-м продал пакет своему многолетнему партнеру Михаилу Кенину. По словам Воробьева, идея инвестировать в «Стройтрансгаз» появилась после положительного опыта в строительстве нескольких проектов в Санкт-Петербурге. Партнером бизнесмена в северной столице был другой участник списка Forbes. В 2007 году Воробьев и Кенин купили 25% в строительной компании Олега Дерипаски «Главстрой-СПб».  

В 2012 году Кенин вместе с гендиректором «Главстрой-СПб» создали девелопера «Самолет». Тогда же Воробьев вышел из капитала «Главстрой-СПб» и получил миноритарную долю в одной из дочерних структур новой компании. За несколько лет «Самолет» стал одним из крупнейших строителей жилья в Подмосковье, а в октябре 2020 года вышел на биржу. С момента IPO акции компании выросли в пять раз, и сейчас доля Кенина в «Самолете» стоит больше $1 млрд.

У «Самолета» — один из крупнейших земельных банков среди российских девелоперов: вместо того, чтобы покупать участки, девелопер договаривается о партнерстве с крупнейшими лендлордами, среди которых миллиардеры Александр Светаков и Роман Абрамович. Собеседники Forbes со строительного рынка полагают, что успех в переговорах обеспечивает в том числе фамилия Воробьева, ведь его брат Андрей с 2012 года руководит Московской областью. В «Самолете» это всегда отрицали.

Воробьеву принадлежит около 29% в компании «Самолет две столицы», которая реализует проекты в Москве, Новой Москве и Ленинградской области — таким образом бизнесмен избегает конфликта интересов. Накануне IPO агентство Cushman & Wakefield оценивало справедливую стоимость доли «Самолета» в этих проектах почти в 42 млрд рублей. Воробьев утверждает, что не участвует в переговорах с лендлордами даже по проектам в Москве, ограничиваясь лишь обсуждением вопросов стратегии «Самолета» в рамках совета директоров.

Бизнес по всему миру

В конце 2012 года, когда Андрей Воробьев принимал от Сергея Шойгу пост губернатора Подмосковья (тогда он был исполняющим обязанности главы области), Максим Воробьев вышел из совета директоров «Стройтрансгаза» и продал долю в «Главстрой СПб», чтобы, как он сам говорил, «не давать повод для разговоров по возможному конфликту интересов в Московской области». Еще одной причиной было желание сосредоточиться на собственных проектах. «Ведомости» тогда писали о желании бизнесмена создать венчурный фонд на $50 млн для инвестиций в интернет-проекты.

В 2015 году Воробьев создал российско-сингапурскую Amereus Group для, как он сам говорит, инвестиций в частные и публичные компании «новой экономики». Воробьев отказался раскрыть объем активов под управлением Amereus, сообщив лишь, что в настоящий момент в портфеле — около дюжины технологичных компаний из России, Европы, США и Юго-Восточной Азии.

Крупнейшими активами Воробьев называет доли в Санкт-Петербургской бирже (ему принадлежит около 5,5%) и интернет-площадку для госзакупок «РТС-Тендер». В июне 2021 года она за 2,8 млрд рублей приобрела компанию B2B-Center, специализирующуюся на закупках, которые делают коммерческие компании. Крупнейший акционер «РТС-Тендер» с долей 52% — Совкомбанк. У этого банка Воробьев в 2016 году купил 25% в сервисе для оформления банковских гарантий при госзакупках Fintender.ru — по оценкам, за 300 млн рублей. Воробьев говорит, что был клиентом Совкомбанка, потом банк стал одним из ключевых партнеров Amereus. А свой интерес к «РТС-Тендер» и Fintender.ru объясняет одной большой идеей — «построением эффективного, прозрачного и технологичного рынка закупок, который станет фактором ускоренного развития всей экономики России». По словам Воробьева, общий объем spend under management (денежных потоков в рамках закупок. — Forbes) на площадках, в которых Amereus владеет миноритарными долями, превышает 8 трлн рублей в год. Бизнесмен рассчитывает построить на их базе игрока, который мог бы конкурировать с международными площадками для закупок Coupa и SAP-Ariba.

В России Amereus, как следует из данных «СПАРК-Интерфакс», принадлежит 50% в сервисе доставки «Везука» и 33% в разработчике умных решений для девелопмента Ujin. На конец 2020 года фонду Воробьева принадлежало около 6,6% в сингапурской медицинской компании Clearbridge Health с текущей капитализацией около $55 млн. В 2018 году, по информации SEC, Amereus владел 10% в американской биофарматической компании Liquidia Technologies (текущая капитализация — $147 млн). В течение нескольких лет Amereus планирует существенно увеличить объем инвестиций и размер портфеля технологичных проектов, отмечает Воробьев, не вдаваясь в подробности.

Бизнес в шахтах

Воробьев хорошо знаком с миллиардерами и совладельцами Evraz Александром Абрамовым и Александром Фроловым. В конце 2009 года Абрамов был вместе с Воробьевым среди совладельцев компании «СПб-Ренновация», которая выиграла право реновации 22 кварталов хрущевок в Санкт-Петербурге. В 2015 году Invest AG, управляющая инвестициями Абрамова и Фролова, купила 5% в «Самолете».

Воробьев рассказал Forbes, что еще в 2018 году направил часть средств, полученных от Глеба Франка за долю в РРПК, на покупку небольшого — менее 1% — пакета акций Evraz. После этого у него появился интерес к горно-металлургической отрасли, и в 2019 году Amereus купил на Лондонской фондовой бирже около 3% в казахском производителе меди KAZ Mineralz.  

«Мы верили в «зеленую медь» и огромный отложенный спрос на нее ввиду экспоненциального роста индустрии электродвигателей и батарей», — вспоминает Воробьев, но говорит, что реализовать вместе с компанией весь потенциал не удалось. В октябре мажоритарии KAZ Mineralz Владимир Ким и Олег Новачук (владели 39,37%) решили выкупить все акции компании и провести делистинг с биржи. Первоначально бизнесмены предложили миноритариям оферту при цене 6,4 фунта стерлингов за акцию, но столкнулись с недовольством акционеров. «Дискуссия о справедливой стоимости выкупа привлекла большой интерес западной прессы, и миноритарные акционеры добились повышения цены выкупа на 35%. Это был интересный опыт», — рассуждает Воробьев. Итоговая цена оферты с учетом спецдивидендов составила 8,5 фунтов за акцию. Оферта была закрыта в июне 2021 года, Amereus за свой пакет акций должна была получить около $170 млн.

Часть этих денег Воробьев направил на покупку акций Evraz, увеличив свою долю до 3%. Сейчас этот пакет стоит $340 млн, Воробьев признается, что использовал для сделки кредитное плечо, не раскрывая подробностей.

Бизнесмен говорит, что у него «теплые отношения» с совладельцами Evraz.  «Одна из наших стратегий — инвестиции в успешные публичные компании, в которых наша команда умеет увидеть потенциал и не учитываемую рынком дополнительную стоимость. Так, Evraz придерживается высоких ESG-стандартов, что является одним из основных наших инвестиционных критериев. Также Evraz является одним из крупнейших мировых производителей ванадия. Ванадий — стратегический компонент мирового перехода к зеленой энергетике, и мы уверены, что наши инвестиции в Evraz полностью соответствуют стратегии устойчивого развития», — рассуждает Воробьев. Наращивать пакет в компании он не намерен.
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Тимченко Геннадий Воробьев Максим Франк Глеб Группа ‟Самолет‟ Гранд Лэнд Россия
29.01.2026
Георгий Сатюков оставил имущество Родине
Взяточник-рекордсмен из МВД сбежал в Дубай, но все его имущество в России конфисковано в пользу государства.
29.01.2026
Ахмед Билалов расшевелил Сбербанк и Михаила Гуцерива
Беглый криминальный экс-вице-президент Олимпийского комитета РФ в суде Нью-Йорка потребовал от них 200 миллионов долларов.
28.01.2026
Российские топ-менеджеры предпочитают западный автопром
Замгендиректора "Вертолеты России" Вадим Лигай купил Bentley в обход санкций через завод по производству клея.
28.01.2026
Проворовавшийся тюремщик вместо срока отсидится на СВО
Бывший глава управления цифровой трансформации ФСИН Алексей Тимченко признал вину и подписал контракт с Минобороны.
27.01.2026
Сергею Шишкареву вернут его процент
Скользкому бизнесмену не удалось подзаработать на продаже Росатомом своей доли в ГК "Дело" Трансмашхолдингу.
26.01.2026
Олегу Дерипаске надели мешок на голову
Скандальный олигарх начал зачищать медийное пространство от своих антивоенных высказываний по просьбе прокуратуры и администрации президента РФ.
26.01.2026
В Кремле списали Рамзана Кадырова
Тяжелая болезнь главы Чечни поставила сложный вопрос о престолонаследии в этой республике.
26.01.2026
Дмитрий Каменщик ищет от мертвого осла уши
Бывший совладелец аэропорта "Домодедово" намерен в Верховном суде опротестовать его экспроприацию.
26.01.2026
Сергей Ромодановский присел на 19 лет
Сын бывшего главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского получил срок по резонансному делу компании Merlion и ее криминального руководства.
23.01.2026
Умар Кремлев отмоет деньги в пестицидах
Скандальный российский бизнесмен пропустит миллиарды через производственный кластер в Серпухове.
22.01.2026
Росимущество вырастило ОПГ на ЧЭМК
После национализации на Челябинском электрометаллургическом комбинате возникла ОПГ, ворующая на госконтрактах.
22.01.2026
Сергей Разживин боролся за межнациональный мир через откаты
В лапы российской Фемиды попал начальник управления Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН).
22.01.2026
Оборотня в мантии лишили малой толики нечестно заработанного
У коррумпированной бывшей главы Ростовского областного суда Елены Золотаревой в казну изъяли деньги, золото, машины и недвижимость лишь на несколько десятков миллионов рублей.
21.01.2026
В РФ придумали распил на микроэлектронике
До 2030 года в недрах создаваемой Объединенной микроэлектронной компании планируется освоить до 1 триллиона рублей.
21.01.2026
Telegram в России доживает последний год
Высокопоставленные лица заявили о постепенном отключении мессенджера в стране.
20.01.2026
У Ротенбергов не хватило денег на "Домодедово"
Первая попытка государства продать "нужным людям" конфискованный аэропорт за 130 миллиардов рублей завершилась неудачей.
20.01.2026
Сергей Милейко отсидел срок быстрее, чем его получил
Бывший замглавы Росгвардии отсидел в СИЗО 5 лет, что позолило "погасить" совокупный срок за два приговора по фактам мошенничества в 7 лет.
20.01.2026
Депутатов Госдумы взяли за вымя
Генпрокуратура требует изъять имущество у двух "народных избранников" - Андрея Дорошенко и Анатолия Вороновского.
19.01.2026
Владимир Путин не вынырнул из проруби
Кремль не смог предоставить фотографий крещенских купаний российского диктатора.
19.01.2026
Игорь Сечин, Алексей Миллер и Сергей Чемезов не знают, куда закинуть деньги
Российские госменеджеры и чиновники держат на своих счетах в российских банках десятки миллиардов рублей.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+