RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

Уголь СУЭКа останется на родине

Бизнес
Обвал моста в Мурманском порту поставил СУЭК перед выбором: экспортировать уголь в Китай через Прибалтику себе в убыток или временно воздержаться от его перевалки, сократив добычу в ожидании ремонта путей и отскока цен, выяснила «Ко». «ФосАгро» и «ЕвроХиму» найти альтернативу Мурманску будет легче.
23.06.2020
Оригинал этого материала
Компания
Авария железнодорожного моста 1 июня парализовала крупнейший в Арктике Мурманский морской торговый порт (ММТП; принадлежит СУЭКу) и Мурманский балкерный терминал (собственность «ЕвроХима»). Перевалка угля, железорудного и апатитового концентратов, минеральных удобрений, суммарно достигавшая 62 млн тонн в год, остановлена, около тысячи рабочих в вынужденном отпуске. Резервную ветку дороги в порт РЖД запустила сегодня, но ее пропускная способность вполовину меньше. Восстановить мост при помощи военных планируют к сентябрю.

Теперь главная интрига — как повезут свои грузы в Китай и Европу основные клиенты порта, компании СУЭК, «ЕвроХим» и «ФосАгро». Новые маршруты они не раскрывают, ограничиваясь самыми общими формулировками. «Это разумная стратегия, потому что портовых мощностей на всех не хватает, — считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. — Публично названная альтернатива может спровоцировать рост тарифов на этом направлении».

Общую неопределенность хорошо иллюстрирует история с морским торговым портом в соседней Кандалакше (принадлежит кузбасской угледобывающей компании «Талтэк» Юрия Кочеринского). Сначала туда сватали уголь СУЭКа, потом вице-губернатор Мурманской области Ольга Кузнецова заявила, что часть грузов туда направят «ФосАгро» и «Норильский никель». Но в порту это не подтверждают.

«Мы не можем эти грузы обработать, — заявил "Ко" представитель Кандалакшского морского торгового порта. — "Норникель" хотел перегружать контейнеры с файнштейном (продукция плавильного цеха. — Ред.), но для наших кранов они слишком тяжелы. По углю тоже ничего не прибавилось, работаем со своими объемами. Кроме того, все стремятся отправлять большие судовые партии, чтобы дешевле обходился фрахт и портовый сбор. А у нас сравнительно неглубокий причал, он не подходит для крупнотоннажных судов».

Уголь: минус 160 млн $

Угольная компания миллиардера Андрея Мельниченко — главный акционер и основной клиент ММТП. Через Мурманск СУЭК переваливал в Китай по тысяче вагонов с кузбасским углем в сутки, или 15-16 млн тонн в год. После обвала моста по пути в Мурманск на железной дороге застряло несколько тысяч груженых вагонов.

Именно СУЭК оказался главным пострадавшим. «Мало того, что они теряют на выгрузке, они, как собственники Мурманского порта, теряют еще и на стивидорных услугах, которые сами себе оказывали, — объясняет Максим Худалов из АКРА. — Перенаправить 8 млн тонн за полгода в другие порты будет сложно».

По оценкам эксперта, авария может сократить отгрузку угля на 4 млн тонн. Это менее 4 % от общей годовой добычи СУЭКа. В деньгах, при нынешних 40–42 $ за тонну, потерю можно оценить в 160 млн $. Случись обрушение моста в 2018 году, когда за тонну угля давали 80 $, потери Мельниченко были бы вдвое больше.

В самой компании утверждают, что ищут альтернативные пути доставки. «Все варианты рассматриваются, в том числе Дальний Восток, поскольку там сейчас основные экспортные рынки, — заверил "Ко" представитель СУЭКа. — Но вопрос сложный, обсуждаем с РЖД. Готового решения пока нет».

Свободных портовых мощностей на северо-западе России действительно мало. «Есть угольный терминал в порту Высоцк, — напоминает главный редактор "ПортНьюс" Виталий Чернов. — Насколько я понимаю, он недозагружен из-за падения спроса в Европе. Есть терминал в порту Усть-Луга, но он загружен достаточно сильно, и я не думаю, что он сможет принять большие дополнительные объемы. В той же Усть-Луге на контейнерном терминале есть небольшие не специализированные перевалки, их тоже можно задействовать. Но традиционное направление для угля — это Прибалтика, специализированный Baltic coal terminal в Вентспилсе».

Сейчас РЖД предлагают СУЭКу бесплатную переадресацию вагонов на Усть-Лугу, Тамань, порты Прибалтики и максимальную скидку 12,8 % на перевозку. В пресс-службе РЖД «Ко» сообщили, что с учетом дополнительных понижающих коэффициентов средний уровень тарифа на перевозки угля опускается сейчас ниже себестоимости (50–75 %), а дочка РЖД АО «ФГК» снизила стоимость аренды полувагонов до минимальной на рынке, сообщили в пресс-службе компании.

Но при 40 $ за тонну угля скидки погоды не делают. «Поставки через Мурманск в последнее время и так были нулевыми по маржинальности, а с учетом случившегося они теряют смысл, — рассуждает Максим Худалов. — Невыгодно везти сейчас уголь и в Прибалтику. Как бы РЖД ни снижали тариф, латвийские и эстонские железные дороги этого сделать не могут, они и так работают на грани рентабельности».

Поэтому сейчас, предполагает эксперт, СУЭК будет воздерживаться от поиска альтернатив, снижать среднюю себестоимость добычи и сокращать ее объемы. Последние 5–7 лет СУЭК, благодаря хорошему рынку, нарастил добычу с привычных 95 млн до 105–107 млн тонн в год. Теперь их можно сократить за счет шахтного угля — скорее всего, они законсервируют часть лав на Кузбассе, считает директор группы АКРА.

«Это позволит СУЭКу пережить год достаточно спокойно, а низкая цена на уголь едва ли продержится дольше, — говорит эксперт. — За эти полгода-год все лишние уйдут с рынка, а там РЖД мост достроят, и СУЭК со всеми его объемами снова выйдет на внешние рынки».

«Мы такой вариант не рассматриваем, — заявили "Ко" в СУЭКе. — У нас есть обязательства по контрактам с потребителями, мы должны поставлять им уголь. И мы делаем все от нас зависящее, чтобы это не было нам в убыток».

Руда и удобрения остаются рентабельными

«ЕвроХим» того же Андрея Мельниченко в 2019 году перевалил на экспорт в Китай через ММТП и Мурманский балкерный терминал около 2 млн тонн железорудного концентрата. В июне компания планировала перевалить в Китай по действующим контрактам еще 600 тыс. тонн. Но 24 тыс. тонн застряли на железной дороге в Ковдоре, говорил «Интерфаксу» директор по логистике Ковдорского горно-обогатительного комбината Евгений Романов.

РБК со ссылкой на вице-губернатора Мурманской области Ольгу Кузнецову сообщал, что «ЕвроХим» перенаправил железорудный и апатитовый концентрат в Прибалтику. В компании не уточнили, куда именно, но, судя по словам Романова, это Литва. Там у компании есть завод удобрений Lifosa, куда в июне нужно отправить 19,5 тыс. тонн. Что касается маршрутов поставок руды, то, как и СУЭК, «ЕвроХим» «ведет переговоры». На вопросы «Ко» об альтернативных маршрутах перевалки в компании не ответили.

«Специализированных глубоководных терминалов для апатитового концентрата в России, кроме Мурманска, не существует, — напоминает Виталий Чернов из "ПортНьюс". — Есть Петербургский балкерный терминал, но этого мало. Поэтому альтернативы Риге, Вентспилсу, Клайпеде, Таллину сейчас нет».

«У Ковдора суммарный объем около 10 млн тонн железорудного концентрата в год, причем он большую часть отгружал на внутренний рынок, на экспорт шло около 2 млн тонн. Их можно перебросить даже через Финляндию, тем более что при цене 100 $ за тонну дополнительные 5–7 $ погоды не делают».

Удобрения «ЕвроХим», скорее всего, тоже повезет через порты Прибалтики. Тем более что РЖД снизили на 25 % тариф на экспортные перевозки железорудного сырья, удобрений и апатитового концентрата до границы с Латвией.

«ФосАгро» спасает внутренний рынок

Нет будет серьезных проблем с рентабельностью и у «ФосАгро». В 2019 году компания Андрея Гурьева произвела 10,5 млн тонн апатитового концентрата, из которых 70 % использовала сама для производства удобрений, 11,3 % ушло на внутренний рынок, а 18 % (1,9 млн тонн) — на экспорт через порт в Мурманске. Из 7,3 млн тонн фосфорсодержащих удобрений «ФосАгро» через этот порт было перевалено всего 1 млн тонн — основные объемы экспортируют через Усть-Лугу и Петербург.

Поэтому обвал моста «никак не скажется на производстве и поставках минеральных удобрений», заверили «Ко» в компании. ГОК АО «Апатит» тоже продолжает работать в штатном режиме.

С экологически чистым концентратом премиум-класса, который у «ФосАгро» закупают норвежская Yara и бельгийский Prayon, сложнее. Как пояснил «Ко» источник в отрасли, при перевалке в портах Петербурга, Калининградской области, Усть-Луги есть риск его запыления. Кроме того, Мурманский порт удобен «ФосАгро» как часть логистического кольца: апатитовый концентрат едет на завод в Череповец, потом удобрения из Череповца теми же вагонами идут в Мурманск — а оттуда рукой подать до места добычи апатитов, и вагоны повторяют круг.

На руку компании Гурьева играет тот факт, что основная перевалка апатитов через Мурманск идет зимой, а к зиме РЖД должны восстановить мост. На случай, если работы затянутся, компании придется идти в Прибалтику и Финляндию.

Единственный оставшийся клиент

В самой нетипичной ситуации после аварии оказался «Норникель»: с 30 мая из-за сравнительно небольшого объема перевалки (364,2 тыс. тонн в 2019 году) грузы компания решила возить в Мурманский порт автомобилями.

«Основной объем грузов — это сырье для рафинировочного производства Кольской ГМК в Мончегорске, готовая продукция Кольской ГМК и материально-технические ресурсы, — сообщили "Ко" в "Норникеле". — Из Печенгского района на промплощадку в Мончегорске также железнодорожным транспортом доставляется файнштейн — продукция плавильного цеха».

364,2 тыс. тонн в год — это 1000 тонн, или 30–32 большегрузных автомобиля, в сутки. Если бы речь шла о тысячах километров, вопрос рентабельности встал бы для «Норникеля» остро, но плечо по автодороге Мончегорск — Мурманск составляет всего 137,5 км (по железной дороге 110 км), а плечо Мурманск — Заполярный — Никель — 187 км (206 км по железной дороге). При таких расстояниях тарифы РЖД становятся сравнимыми с затратами на автомобильные грузоперевозки.

На производстве в компании обвал моста не сказался, заверили в «Норильском никеле». Перевалка с его автомобилей сейчас — единственное, что дает работу в Мурманском порту оставшимся 300 рабочим.
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Мельниченко Андрей ЕвроХим СУЭК Мурманский балкерный терминал Россия
29.01.2026
Георгий Сатюков оставил имущество Родине
Взяточник-рекордсмен из МВД сбежал в Дубай, но все его имущество в России конфисковано в пользу государства.
29.01.2026
Ахмед Билалов расшевелил Сбербанк и Михаила Гуцерива
Беглый криминальный экс-вице-президент Олимпийского комитета РФ в суде Нью-Йорка потребовал от них 200 миллионов долларов.
28.01.2026
Российские топ-менеджеры предпочитают западный автопром
Замгендиректора "Вертолеты России" Вадим Лигай купил Bentley в обход санкций через завод по производству клея.
28.01.2026
Проворовавшийся тюремщик вместо срока отсидится на СВО
Бывший глава управления цифровой трансформации ФСИН Алексей Тимченко признал вину и подписал контракт с Минобороны.
27.01.2026
Сергею Шишкареву вернут его процент
Скользкому бизнесмену не удалось подзаработать на продаже Росатомом своей доли в ГК "Дело" Трансмашхолдингу.
26.01.2026
Олегу Дерипаске надели мешок на голову
Скандальный олигарх начал зачищать медийное пространство от своих антивоенных высказываний по просьбе прокуратуры и администрации президента РФ.
26.01.2026
В Кремле списали Рамзана Кадырова
Тяжелая болезнь главы Чечни поставила сложный вопрос о престолонаследии в этой республике.
26.01.2026
Дмитрий Каменщик ищет от мертвого осла уши
Бывший совладелец аэропорта "Домодедово" намерен в Верховном суде опротестовать его экспроприацию.
26.01.2026
Сергей Ромодановский присел на 19 лет
Сын бывшего главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского получил срок по резонансному делу компании Merlion и ее криминального руководства.
23.01.2026
Умар Кремлев отмоет деньги в пестицидах
Скандальный российский бизнесмен пропустит миллиарды через производственный кластер в Серпухове.
22.01.2026
Росимущество вырастило ОПГ на ЧЭМК
После национализации на Челябинском электрометаллургическом комбинате возникла ОПГ, ворующая на госконтрактах.
22.01.2026
Сергей Разживин боролся за межнациональный мир через откаты
В лапы российской Фемиды попал начальник управления Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН).
22.01.2026
Оборотня в мантии лишили малой толики нечестно заработанного
У коррумпированной бывшей главы Ростовского областного суда Елены Золотаревой в казну изъяли деньги, золото, машины и недвижимость лишь на несколько десятков миллионов рублей.
21.01.2026
В РФ придумали распил на микроэлектронике
До 2030 года в недрах создаваемой Объединенной микроэлектронной компании планируется освоить до 1 триллиона рублей.
21.01.2026
Telegram в России доживает последний год
Высокопоставленные лица заявили о постепенном отключении мессенджера в стране.
20.01.2026
У Ротенбергов не хватило денег на "Домодедово"
Первая попытка государства продать "нужным людям" конфискованный аэропорт за 130 миллиардов рублей завершилась неудачей.
20.01.2026
Сергей Милейко отсидел срок быстрее, чем его получил
Бывший замглавы Росгвардии отсидел в СИЗО 5 лет, что позолило "погасить" совокупный срок за два приговора по фактам мошенничества в 7 лет.
20.01.2026
Депутатов Госдумы взяли за вымя
Генпрокуратура требует изъять имущество у двух "народных избранников" - Андрея Дорошенко и Анатолия Вороновского.
19.01.2026
Владимир Путин не вынырнул из проруби
Кремль не смог предоставить фотографий крещенских купаний российского диктатора.
19.01.2026
Игорь Сечин, Алексей Миллер и Сергей Чемезов не знают, куда закинуть деньги
Российские госменеджеры и чиновники держат на своих счетах в российских банках десятки миллиардов рублей.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+