RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

Андрей Костин вряд ли взыщет с семьи Плешаковых 249 миллиардов рублей

Бизнес
Дело против владельцев и членов совета директоров «Трансаэро» может стать переломным в российской правоприменительной практике
01.04.2019
Оригинал этого материала
Forbes
Авиакомпания «Трансаэро», признанная несостоятельной в 2017 году, не только удивила масштабом краха некогда крупнейшего авиаперевозчика, но и пополнила историю российского банкротного права целым рядом прецедентов. Сначала уголовное дело в отношении управляющего и беспрецедентный объем требований о выплате заработной платы. Теперь новый этап: сразу два заявителя обратились в арбитражный суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности. Банк ВТБ адресовал требования на 249,2 млрд рублей к фактическим владельцам и членам совета директоров банкрота — супругам Ольге и Александру Плешаковым и Татьяне Анодиной. А конкурсный управляющий «Трансаэро» Алексей Белокопыт предъявил иск к бывшему руководителю «Трансаэро» Дмитрию Сапрыкину (сумма иска не указана).

По сложившейся судебной практике ответчикам в таких делах надеяться почти не на что. Но обвинения заявителей составлены таким образом, что становится очевидным: истинных причин банкротства истцы не понимают.

Кто виноват?

Заявители утверждают, что у них есть весомые доказательства вины ответчиков. Правда, доказывают они разное и по-разному. Банк ВТБ рассказывает о предоставлении недостоверной бухгалтерской отчетности, в которую задним числом вносились исправления. Это, по мнению банка, позволяло скрывать действительное финансовое положение компании и получать кредиты. Одновременно конкурсный управляющий вменяет в вину бывшему директору «Трансаэро» то, что компания не прошла аттестацию в Росавиации и необоснованно прекратила продажи билетов, что, по его словам, и привело к банкротству.

Субсидиарной ответственностью называют дополнительную ответственность — к примеру, взыскание долга с другого лица, если основной ответчик не может выполнить свои обязательства. Самый распространенный пример — дела о банкротстве, когда ответственность по обязательствам компании-банкрота могут нести лица, которые имели возможность влиять на банкрота или определять его действия, в том числе способствовать доведению до банкротства.

Случаев привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц компаний за последние годы накопилось немало. Самый громкий из них, пожалуй, — дело Сергея Пугачева, бенефициара Международного промышленного банка. Вместе с ним ответчиками по делу стали входившие в органы управления банка Марина Илларионова, Александр Диденко и Алексей Злобин. Их обвиняли в выводе активов банка под видом кредитования и в формировании необеспеченной ссудной задолженности. Конкурсный управляющий подробно описал степень вины каждого из участников дела. В результате суд взыскал с Пугачева 75 млрд рублей, с Илларионовой — 68 млрд рублей, а с Диденко и Злобина —по 7 млрд рублей.

Аналогичная ситуация возникла, когда бенефициара зерновой компании «Настюша» Игоря Пинкевича привлекли к субсидиарной ответственности на сумму 39 млрд рублей. Суд решил, что именно он был выгодоприобретателем по сделкам вывода средств из активов компании.

Случай с «Трансаэро» немного отличается: прямыми действиями, которые могли причинить убытки компании, могут быть признаны лишь выплаты дивидендов в 2014 году на сумму 138 млн рублей, а также выплаты премий ключевому управленческому персоналу в размере 284 млн рублей в 2013 и 2014 годах. Поэтому победу истцов, намеренных взыскать с указанных лиц 249 млрд рублей. нельзя считать предрешенной.

Какие ваши доказательства?

Презумпция вины в нашей стране не определяет исход дела, а лишь перераспределяет бремя доказывания. В рамках предстоящих судебных процессов ответчики могут представить убедительные доводы, свидетельствующие о том, что причиной банкротства послужили вовсе не те действия, которые положены в основу заявлений. Ведь сам по себе факт исправлений в бухгалтерской отчетности не всегда говорит о недобросовестности менеджмента. Наличие объективных причин для таких исправлений и их реальные последствия должны оцениваться в каждом конкретном случае отдельно.

Впрочем, даже если отчетность будет признана недостоверной, суду предстоит установить, находится ли банкротство компании в прямой причинно-следственной связи с получением кредитов, выданных после предоставления такой отчетности. Одновременно бывший руководитель может доказывать, что у него не было реальной возможности пройти аттестацию и продолжить продажу билетов на тот момент.

В одном можно быть вполне уверенными: дело «Трансаэро», несомненно, станет знаковым для российской судебной практики. До него удовлетворение многих заявлений о субсидиарной ответственности, на основе которых сложилась текущая практика, чаще всего было вызвано именно пассивной позицией ответчиков, занятой ими в рамках разбирательства.

В данном случае суду придется решать, кто именно виноват. Представляется, что удовлетворить в полном объеме требования обоих заявителей суд не сможет — уж слишком очевидным будет скрывающееся за этим противоречие.

В недавнем решении Верховный суд России переломил судебную практику по другому значимому банкротному вопросу. Случилось это после того, как в 2018 году в судебной практике нашел свое отражение подход, при котором связанные с должником лица вынуждены были доказывать экономическую целесообразность заключенных с должником сделок. Если доказать это не удавалось, их требования не включались в реестр. Это породило массу судебных отказов во включении в реестр аффилированных лиц. В деле о банкротстве ООО «Анкор Девелопмент» Верховный суд РФ поступил вопреки ранее сложившейся практике. Суд включил в реестр требования акционера Сергея Плешкова по выданному ранее обществу займу, прислушавшись к экономической подоплеке и мотивам участников сделки.

Этот кейс в очередной раз доказал, что только юридической позиции по делу уже недостаточно. Для победы необходимо раскрытие коммерческих и иных экономических предпосылок совершения тех либо иных действий общества.

Станет ли дело «Трансаэро» подобным прецедентом для формирования практики о субсидиарной ответственности или укрепит сложившуюся практику, неблагоприятную для контролирующих лиц? Это зависит от позиции ответчиков. Будем внимательно следить за этими процессами: в любом случае они станут знаковыми для российской правоприменительной практики.
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Плешакова Ольга Плешаков Александр Анодина Татьяна Банк ВТБ Трансаэро Москва
17.09.2025
У Елены Кондрат нашли торговый центр, виллу и квартиры
У оборотня в мантии из Московского арбитражного суда конфисковали в пользу государства несколько десятков активов в области недвижимости.
11.09.2025
Григорю Родченкову сделали апдейт в розыске
Скандального экс-главу российского антидопингового комитета переобъявили в уголовный розыск.
11.09.2025
Взятка поменяла направление
Вывод скандального Сергея Мацоцкого из уголовного дела о даче взятки поставил перед следствием задачу найти нового взяткодателя.
10.09.2025
У Федора Смолова прохудилась чемезовская крыша
Агрессивному российскому футболисту придется ответить за драку в московском кафе в мае 2025 года.
10.09.2025
Геннадий Гендин обворовал адвокатов на 6 лет тюрьмы
Бывшему вице-губернатору Самарской области светит скоро и второй срок за мошенничество.
05.09.2025
Андрей Костин пустит судоверфи с молотка
Глава ВТБ покончит с судостроением в РФ.
05.09.2025
Константину Пономареву растут срока
Прокуратура настаивает на продлении пребывания скандального бизнесмена за решеткой еще на несколько лет.
05.09.2025
Михаил Мишустин "отмазал" криминального Сергея Мацоцкого
Коррумпированный миллиардер и подельник нынешнего премьер-министра РФ выпрыгнул из уголовного дела о даче взяток.
04.09.2025
Семейство Торкуновых сколотило бизнес-империю в Испании
Семья бессменного ректора МГИМО Анатолия Торкунова владеет в Испании виллами, квартирами, теннисным клубом и частным самолетом.
04.09.2025
В окружении Сергея Собянина завелись кроты
Ряд высокопоставленных московских чиновников попал в прицел внимания силовиков.
04.09.2025
Иван Юдаков и Михаил Шторм обокрали Роскосмос
Бывший замгендиректора ЦНИИмаш и криминальный предприниматель вывели из корпорации около 100 миллионов рублей.
28.08.2025
Мамедали Агаев 27 лет грабил "Сатиру"
В Москве арестован бывший руководитель Московского академического театра сатиры.
28.08.2025
В семье Игоря Краснова обнаружили богатую жену
Супруга генпрокурора РФ более 10 лет занимает высокооплачиваемые должности в крупных олигархических компаниях, чаще связанных с братьями Ротенбергами.
27.08.2025
Петербургские оборотни в погонах сели всей стаей
Три генерала получили совокупно 34 года тюрьмы.
21.08.2025
Хабаровского экс-министра отловили в Москве
Юрий Бойченко немного разворовал бюджет Минздрава Хабаровского края.
20.08.2025
Тимура Иванова в тюрьму посадят нищим и голым
Генпрокуратура намерена избавить коррумпированного экс-заместителя Сергея Шойгу от нечестно нажитого имущества.
18.08.2025
Андрей Костин увел балкеры в Китай
Госбанкир замутил мега-распил на строительстве балкеров.
11.08.2025
Андрей Костин уронил кредитный портфель
Банк ВТБ столкнулся с резким падением чистого процентного дохода.
11.08.2025
Владимира Кехмана пустят по миру
Басманный районный суд Москвы арестовал имущество криминального руководителя МХАТа.
11.08.2025
Из Александра Кибальченко не вышло профессора Мориарти
Для бывшего профессора МГТУ и британского брокера обвинение потребовало 18 лет тюрьмы за организацию убийства своего зятя.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+