Служу Отечеству?
Упомянутый персонаж — выпускник МГИМО 1984 года. По большому счёту, он провалил дипломатическую карьеру, о чём ниже, но, кажется, совершенно не жалеет, как сложилась его жизнь.
С 2006 года Владимир Зотов пребывает на посту заместителя гендиректора в «Группе Альянс» (Alliance Group). Эта компания оказывает экспертные, консалтинговые и управленческие услуги в высокотехнологичных секторах — радиоэлектронике, авиации, судостроении, ядерных технологиях. Спрос на компетенции «Группы Альянс» есть повсеместно — в России, республиках СНГ, государствах Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, Азии.
С 2016 года Зотов заодно состоит заместителем гендиректора ООО «ВПК Консалтинг» (VPK Consulting LLC). Эта фирма своей основной деятельностью декларирует «бизнес- и управленческий консалтинг». Однако, если присмотреться к её проектам, то можно понять, насколько серьёзно она, наравне с «Группой Альянс», вовлечена в оборонную экосистему России.
В частности, среди клиентов указанных компаний значатся ЦИАМ им. Баранова, ОАК, ЦНИИ «Центр», Крыловский ГНЦ, 41-й Центральный завод АО, АО «Туполев» — производитель стратегических бомбардировщиков Ту-160. Также «Группа Альянс» и «ВПК Консалтинг» имеют богатый опыт работы с лидерами самых разных секторов отечественной экономики.
Доступ к гостайне
Несколько показательных примеров работы «Группы Альянс». Первый: с 2006 года, когда в неё уже пришёл Зотов, компания консультирует программу по созданию отечественного узкофюзеляжного среднемагистрального регионального пассажирского самолёта SSJ-100. В частности, она инициировала создание совместного предприятия Superjet International для продаж и поддержки судна, а после введения санкций продвигала идею переноса сборки SSJ-100 из России в ОАЭ.
Второй пример: «Группа Альянс» всегда активно работала в сфере вертолётостроения — выступила со-инициатором создания российско-итальянского СП для лицензионной сборки AW-139, поддерживает программу лёгкого однодвигательного вертолёта VRT-500. Лично Зотов мелькал на демонстрации AW-139, которую посетили гендиректор «Вертолётов России» Дмитрий Петров, на тот момент глава администрации президента РФ Сергей Иванов, глава Генштаба Валерий Герасимов.
Пример третий: «Группа Альянс» входит в капитал проектно-конструкторского бюро «Петробалт», которое среди прочего участвовало в строительстве патрульного судна проекта 22120 «Пурга» для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ. То есть у компании имеются не только лицензии, выдаваемые разработчикам вооружений, но и допуск к гостайне.
Кроме того, структуры, управляемые Зотовым, участвуют в проекте разработки портативной морской беспилотной авиационной системы (ПМБАС). Назначение создаваемых БПЛА — ведение экологического мониторинга, однако также они будут использоваться в качестве тренажёров для обучения курсантов Кронштадтского морского кадетского военного корпуса.
Казалось бы, что криминального в энергичном взаимодействии некого Зотова со стратегическими институтами? Но в том-то и дело, что деятельность нашего героя может принести значительный ущерб государству. И первые признаки приближающейся беды уже проявились.
Фигаро здесь, Фигаро там
Около четырёх лет назад название «ВПК Консалтинг» и фамилия Зотова всплыли в публичном пространстве, когда разгорелся скандал с АО «Воентелеком» — единственным поставщиком Минобороны по трём направлениям в сфере связи.
В мае 2021-го месяц как обанкроченное ООО «Центр безопасности МВО» сообщило о планах обратиться в арбитраж «с заявлением о признании несостоятельным АО «Воентелеком». Тогда и стало известно, что «ВПК Консалтинг» через 20% InnovaGroup (бывшей «РВМ Альянс») владеет 51-процентной долей в ООО «Воентелеком-Сервис», контролирующем 49% «Воентелекома».
К слову, «Воентелеком-Сервис» — также крайне непростая структура, имеющая лицензию на размещение, строительство, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных объектов.
То есть, получается, Зотов не только накрепко — через «Группу Альянс» — встроен в сеть компаний, имеющих госконтракты и доступ к весьма чувствительной информации. Также он — как ясно по описанным в предыдущем абзаце схемам с ООО-прокладками — может проворачивать мутные махинации там, где дело касается обеспечения национальной безопасности.
Вот только зачем Зотову выстраивать подобные схемы? Вряд ли он стал бы делать это чисто из спортивного интереса. Определённо речь может идти о дополнительном заработке, идущем бонусом к поступлениям денег из казны. И есть основания полагать, что в России Зотов заработанное не оставляет.
Семейный подряд
Насколько можно судить, наш герой может переправлять немалые деньги за границу, используя в качестве своеобразных «аккумуляторов» поступлений из России ближайших родственников — супругу и сына.
Первая, Лариса Эдуардовна, долгое время работала в сфере просвещения — преподавала школе, лицее, Университете просвещения, трудилась методистом, психологом. При этом не гнушалась и нетрадиционных практик: к примеру, позиционировала себя как гипнотерапевта и НЛП-практика.
К сожалению, быть педагогом в России — это значит зарабатывать весьма скромные деньги. Так, в упомянутом Университете просвещения годовой доход Ларисы Эдуардовны никогда не достигал и 900 тысяч рублей. Вот только госпожа Зотова каким-то образом ещё несколько лет назад была знатным латифундистом, владея земельными участками и квартирами на сотни миллионов рублей.
Также у Зотовых был роскошный дом площадью свыше 600 «квадратов» в коттеджном посёлке «Монтевиль», что на Новой Риге. К этому дому прилагались гостевые домики, помещения для челяди и огромный участок.
Значительная часть записанных на Ларису Эдуардовну объектов, в том числе и имение, была продана в 2018-2022 годах. Также в 2022-м госпожа Зотова рассталась с премиальными иномарками — Audi Q7 и Toyota Land Cruiser 150. Обычные авто для гипнотерапевтов, верно?
Второй - Михаил Зотов, примерно в указанный период отбыл на постоянное место жительства за рубеж. По крайней мере, с 2019 года он, по имеющимся данным, ни с одним российским работодателем не связан, базируется на Кипре, а именно в городе Лимассоле, где и развивает активность. И не связана ли она с приёмкой и дальнейшим инвестированием денег, которые поступают от отца?
Ранее Михаил Владимирович занимал должность инвестиционного директора в инвесткомпании CapMan, специализирующейся на вложениях в образование, здравоохранение и IT. Однако теперь его профиль на сайте фирмы отсутствует.
Неужели всё время Зотовы-сына теперь уходит высасывание денег из России?
Интересная деталь: Михаил Владимирович — оппозиционер, когда-то участвовавший в либеральном митинге на Болотной площади и даже вроде бы регистрировавшийся на известном сайте оппозиционеры.рф (в настоящий момент не действуют и выставлен на продажу).
Насколько можно судить по оставленным Зотовым(сыном) комментариям в интернете, его мысли целиком поглощены бытованием за границей: он интересуется получением ВНЖ во Франции, путешествиями «по миру с истёкшей визой D» и прочими прелестями жизни персонажа, в Россию явно не собирающегося возвращаться.
Разве нет в этом пикантной нотки? Релокант, демонстративно порвавший связи с Родиной, продолжает на ней «зарабатывать», причём буквально получая средства от «кровавого режима», с которым якобы борется, а его родитель, кормящийся с госконтрактов, де-факто поддерживает российскими бюджетными средствами российскую же оппозицию.
Подготовка к бегству?
Кстати, есть у Владимира Зотова и младший сын — Антон. Когда-то он работал в оборонной корпорации «Алмаз-Антей», производящей ЗРК, а также БПЛА «Гарпия А1» (выпускается на основе Shahed-136), и, видимо, гордился этим. Однако после начала СВО Антон удалил данную информацию из своих соцсетей, а в апреле 2022-го и вовсе релоцировался — в Белград. Забавно, но Лариса Зотова тоже в те времена повела себя что тот «испуганный патриот». СВО началась — женщина отправилась в Турцию, а оттуда уже в Сербию.
Однако почему всех Зотовых так тянет на Балканы?
Похоже, дело в новом семейном гнёздышке. Предположительно, с 2023 года Владимир Зотов может владеть квартирой в Белграде, где даже сделал ремонт. Кроме того, как утверждают злые языки, якобы в 2024-м супруги начали строить дом в Черногории на участке, приобретённом в 2022-м.
Похоже, наш герой видит себя не столько резидентом маленькой балканской страны, сколько, без преувеличения, космополитом — гражданином мира. По неподтверждённой информации, у Владимира Зотова должны быть паспорта Вануату и Сербии, ВНЖ в Дубае. Можно предположить, что своё будущее наше герой с Россией не связывает, но пока продолжает в меру сил совмещать «работу» в сфере отечественного ВПК с наращиванием активов — в том числе жилой недвижимости — за границей. Если они есть у Зотова в упомянутых Сербии, Черногории, то в этот список наверняка можно добавить Турцию, Швейцарию, Кипр, Дубай. Весьма широкая география, где в том числе нашлось место недружественным государствам.
Однако с Балканами Зотовых связывает не только недвижимость. Ещё они пытаются с разной степенью успеха вести там бизнес. В 2005-м Зотов был директором фирмы Atractor d.o.o. ZA Konsalting в черногорском городе Котор, но закрыл её в ноябре 2024-го. Тогда же, в 2005-м, супруги Зотовым владели, тоже в Черногории, консалтинговой компанией Zormonde Marketing d.o.o., однако и её закрыли — в 2017-м.
Как видно, без Кеонджяна бизнесмен из Зотова так себе?
Гораздо любопытнее сложилась судьба Владимира Зотова-предпринимателя в Сербии. Так он является директором опять же консалтинговой фирмы Atraktor d.o.o., ранее принадлежавшей компании Marera Properties d.o.o. Beograd, бенефициаром которой является российский бизнесмен, ныне гражданин Мальты Владимир Зубрилин. Данная структура, очевидно, была замешана в скандале вокруг сомнительного с точки зрения законности приобретения здания «Београдянка» в сербской столице.
И ещё одна интересная связь Зотова: его Atraktor d.o.o. владеет 25% Sigmatech projects d.o.o., где одним из ответственных лиц является Виктория Загорнова — основательница российской группы компаний МКС, занимающейся строительством энергетических объектов. Муж Виктории Максим Загорнов тоже занятой человек: он является директором МКС, бизнес-послом «Деловой России» в ОАЭ и связан с Госдумой.
И разве не складываются все эти штрихи — вывод средств, скупка недвижимости за границей, активное выстраивание деловых связей в иностранных юрисдикциях, получение паспортов третьих государств — в одну картину под названием «К бегству из России готов!»?
Столько вопросов
Был в биографии Владимира Зотова такой показательный эпизод, как… международный скандал и последовавшая за ним депортация из Заира (ныне Демократическая Республика Конго). В августе 1987 года американские и советские СМИ распространили резонансное сообщение: дипломат и два сотрудника технической службы посольства СССР в Киншасе были высланы из страны. Тогда власти Заира объявили персонами нон грата первого секретаря Ю. Чурянова, а также В. Зотова и И. Иванова. На эвакуацию из страны депортируемым дали 48 часов.
Интересно предположить, чем насолили заирским властям перечисленные работники, в том числе Владимир Михайлович, коль скоро с ними обошлись столь непочтительным образом? Однако характер инцидента явно указывает на то, что Зотов мог вовлекаться в различные околокриминальные инциденты задолго до начала работы в компаниях, связанных с российским ВПК.
Думается, всё вышеизложенное не может не встревожить вдумчивого читателя. Ведь получается так, что в отечественном ВПК окопался без пяти минут перебежчик, вероятно, уже обустроивший себе комфортный быт за рубежом на деньги налогоплательщиков, а значит, готовый стартовать из России хоть завтра. Отдельное беспокойство стоит выразить по поводу того обстоятельства, что своим вероятным предательством Зотов способен бросить тень на репутацию уважаемого человека — учёного с мировым именем, автора более 150 научных публикаций Виталия Павловича Кеонджяна, стоящего у истоков бизнеса, с которого сейчас кормится злоумышленник.
Неужели Россия продолжит безучастно наблюдать за манипуляциями Зотова и допустит, чтобы он, возможно, нанёс удар по национальной безопасности нашей страны? Ведь кто знает, как он распорядится известными ему госсекретами.
Зотов-style: как сомнительный делец наживается на ВПК России
В начале июня российские СМИ обратили внимание на проблемы у ряда компаний, тесно связанных с российским ВПК. Все эти фирмы так или иначе работают со стратегическими отраслями и обеспечивают национальную безопасность. Казалось бы, сотрудничество с государством способно гарантировать ответственный бизнес от финансовых трудностей. Однако это, кажется, не касается тех организаций, в которых руководящие посты занимает Владимир Зотов.